Категории раздела
В помощь родителям [2]
Выступления администрации и учителей на общешкольных и классных собраниях
Наши семинары [3]
Выступления и доклады администрации и учителей

Электронный журнал

Министерство образования и
молодежной политики
Республики Коми


Коми республиканский
институт развития образования
   


Управление образования
МР "Усть-Вымский"


Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 519
http://uo-ust-vym.ucoz.com/
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роль уроков риторики в формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Роль уроков риторики в формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Риторика – это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает в конечном счете решение социально значимых, жизненно важных задач.

Риторика как интегрирующий предмет – создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений, творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.

Курс школьной риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
  • компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

  • тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
  • типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
  • речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

ЦЕЛЬ  РИТОРИКИ  -  КОММУНИКАТИВНАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ  ГОВОРЯЩЕГО.

ЗАДАЧИ  РИТОРИКИ:

1. Способствовать  формированию  направленной  и  направляющей   речи, а  также  определённых  реакций  на  неё  со  стороны   слушателей.

2. Учить:  

·        Аргументированному  доказательству  собственной  точки зрения,  не  подвергая  даже  частичному,  незаметному  на  первый взгляд  оскорблению  достоинства  собеседника; 

·         Умению  стоять на  его  позиции,   чтобы   с   его   точки   зрения   рассмотреть предмет,  сделав  его  тем   самым   рельефнее,   ярче,   отвергнув своё  утверждение,  если  оно  неверно.

3.   Осуществлять    организованное    словесное    и     невербальное воздействие,  логически  и  эстетически  оправданное.

4. Формировать  риторические  приёмы  как   средство   отклонения   от речевой   нормы,   эстетически    допустимые    и    психологически обусловленные.  При  этом  важно  помнить  положение  академика  Л. В. ЩЕРБЫ:  " Когда  чувство  нормы  воспитано  у  человека,   тогда

– то  и  начинает   он   осознавать   всю   прелесть   обоснованных отступлений  от  неё ".

5.   Создавать    ситуации    информационной     и     коммуникативной комфортности,  когда  значительно  улучшаются  условия   восприятия новой  информации  и  общения.  Способствовать  культуре   монолога и  диалога.

6.  Стремиться   к   формированию   яркой   и   эмоциональной    речи, регулировать     речевое     поведение     в     соответствии     с коммуникационными      потребностями       и       психологическими особенностями  собеседника  или  слушателя.

7.   Помогать    формированию    индивидуальной     речевой     манеры говорящего. 

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов

1 класс

Учебная тетрадь вводит первоклассника в мир речи. Она поможет ему научиться разговаривать со взрослыми и ровесниками точно, выразительно и вежливо, а также сочинять считалки и сказки.

 

2 класс

Учебная тетрадь продолжает курс обучения общению, начатый в 1 классе, и познакомит детей с риторикой как с наукой, с понятиями "речевая ситуация", "текст", признаками и видами текста.

 

3 класс

Учебное пособие "Детская риторика в рассказах и рисунках" продолжает курс риторики, начатый в 1 и 2 классах, учит детей говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников с успехом общаться, создавать различные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле.

4 класс

Учебник 4 класса продолжает курс введения в риторику, начатый в 1-3 классах средней школы. Четвероклассники не только узнают много нового об особенностях говорения, слушания, чтения, но и познакомятся с такими речевыми жанрами, как словарная статья, хроника, информационная заметка, подпись под фотографией. В конце учебника учитель найдет раздел Обобщение, который позволит вспомнить и осмыслить изученное с коммуникативных позиций в системных связях.

  Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

 Уроки риторики направлены прежде всего на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Наши семинары | Добавил: мбоусош№1 (10.04.2012)
Просмотров: 1304 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 17.04.2021, 17:01
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта