Категории раздела
начальные классы [32]
русский язык [4]
литература [3]
математика [5]
физика [0]
биология [6]
география [7]
история [2]
иностранный язык [5]
физическая культура [8]
ОБЖ [0]
коми язык [0]
изобразительное искусство [0]
технология [2]
экономика [0]
право [0]
обществознание [2]
основы религиозных культур и светской этики [8]
химия [1]
музыка [3]
конкурсные работы [18]
материалы о МБОУ СОШ №1 Микунь
воспитательная работа [3]

Электронный журнал

Министерство образования и
молодежной политики
Республики Коми


Коми республиканский
институт развития образования
   


Управление образования
МР "Усть-Вымский"


Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 494
http://uo-ust-vym.ucoz.com/
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок развития речи. Тема: "Пусть говорят? (речевые и грамматические ошибки) 9 класс Автор: Богданова Н.И.
[ Скачать с сервера (44.7 Kb) ]22.09.2015, 22:13

План-конспект урока развития речи  в 9 классе. ( 2 часа)

 

Пусть говорят?.(Речевые и грамматические ошибки).

Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии обучения как  исследования , дифференцированного обучения.

Цели урока:

- систематизировать знания  по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

- развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

- познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

- расширить  словарный запас учащихся;

- добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

- учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций;

-развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, навыка самоконтроля;

-воспитание бережного отношения к родному языку.

Задачи:

-создать условия для усвоения новых знаний о языковых ошибках, используя элементы исследования;

-формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с языковым материалом;

Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодняшний урок назван «Пусть говорят?.» В конце урока мы ещё раз обратимся к этому предложению. Как ответим на этот вопрос? Не  изменим ли мы этот знак?

2.Активизация знаний.

Россия -  великая страна.   Что, по вашему мнению, можно отнести к национальному достоянию нашего народа?

Полезные ископаемые, природные богатства, история…  русский язык.

Действительно, русский язык - национальное достояние. Можно ли считать, что богатства нашего языка неистощимы? Можно ли считать ,что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Мозговой штурм.  Как сохранить это богатство - наш язык?

Вы указали на влияние на речевую культуру СМИ. А может ли речь работников СМИ служить образцом литературного языка?

Без сомнения, определённое влияние на культуру речи современных подростков оказывает и поп-культура?

 Почему в общении использование слов-жаргонизмов становится нормой? Конечно, эти вопросы - материал не одного урока.

Говорить и писать правильно, не допускать ошибок. Почему это важно? (Взаимопонимание)

Как могли возникнуть эти шутки?

Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

Нулей, которые знают своё место,- считанные единицы.

              Жаль, что близкие иногда бывают такими далёкими.

              Конечно, ты волк, но какой серый.

Мы можем сделать вывод , что языковые ошибки влияют на взаимопонимание.

3.Формулирование темы  и целей урока.

Тема нашего урока - Речевые и грамматические ошибки.

Исходя из темы попробуйте поставить цели урока. Что мы с вами должны сделать , чтобы не  допускать этих ошибок?

систематизировать знания  по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

расширить свой словарный запас;

добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.

О культуре речи говорили А.Пушкин, В. Даль… Чтобы мы с вами выбрали «правильную дорогу», давайте повторим классификацию языковых ошибок.

4.Обобщение и систематизация знаний по теории. Работа с таблицей.

Речевые ошибки и недочёты

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

 

Имение было приговорено к продаже. Автор глубоко выступает против жестокости современного мира.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

 

3

Неразличение синонимичных слов

 

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

 

Наблюдается широкое использование мобильных телефонов. Мы любуемся природой, но видим предпосылки к одиночеству

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

 

Ему тяжело видеть, как разрушают берёзовую рощу руки бетонного шоссе. Время стремительно мчится вперёд, но в наших силах использовать его на полную катушку.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Глубокая весна. Труд создаёт радость. Его статья делает пользу.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

 

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

 

Люди полностью проходят путь, полный страданий. Поэт не может поэтически выразить то новое…

10

Неоправданное повторение слова

 

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

 

В наше время книги перестали читать, а это очень плохо. Автор учит нас их читать. Он говорит, что их нужно читать по-разному.

12

Неудачное употребление местоимений

 

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

13

Бессвязность изложения

 

Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

5.Закрепление.

Исправьте ошибки.(по цепочке)

1. На одно мгновенье мальчики забылись.

2. Печорин обладает талантом творческого доверия.

3. У Чацкого нет сообщников.

4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе.

5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.

6. К Онегину стали обращаться с уважением.

7. Перед нами возникает мещанская семья.

Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Раздаточный материал. Исправьте ошибки прямо в карточке.

Карточка 1.

1

Пушкин выразил характеры людей того времени.

 

2

Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.

 

3

Простакова груба со своими придворными.

 

4

Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.

 

5

 Умственная ограничение Коробочки доходит до абсурда.

 

6

Онегин вёл паразитический образ жизни.

 

7

Народ терпел двойственный  гнёт.

 

8

Тургенев завоевал мировую признательность.

 

9

Она поборола боязнь и страх

 

10

Манилов долго думал и размышлял.

 

11

Вскоре он воротился обратно.

 

12

Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина.

 

13

Он негодовал от возмущения.

 

14

Светило огненное, как огонь, солнце.

 

15

Они проявили свою инициативу.

 

16

Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.

 

 

17

Ребята проснулись рано. Ребята  задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли  по полевой дорожке. Ребята набрали много грибов и ягод.

 

18

Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.

 

19

Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные .

 

20

Потом он пошёл к реке . Потом увидел плот.

 

21

На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

 

 

 

К грамматическим относятся нормы:

словообразовательные (правила образования слов),

морфологические (образование форм слов разных частей речи),

синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений).

Найдите грамматические ошибки.

Вчера ещё здесь (в Североморске) было около четыреста камер.

Операцию будут проводить пятидесятью процентами акций холдинга.

Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно

Найдите ошибки при образовании форм существительных.

Баржи- баржей

Будни-будней

Дыни-дыней

Сумерки-сумерков

Инспектор-инспектора

Слесарь-слесаря

Фельдшер-фельдшера

5. Закрепление.

Выполнение упражнений с самопроверкой

Карточка 2

Подчеркните карандашом выбранный вами  вариант ответа.

Упражнение 1.

1.Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы – лектора).

2. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.

3. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные (тоны – тона) свирели.

4. На холсте Левитана нежные голубые (тоны – тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха.

5. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры – шофера).

6. (Выборы – выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве.

7. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели – векселя) некоторым преуспевающим фирмам.

8. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные (образы – образа).

9. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска).

10. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты – торта)

Упражнение 2

Используйте нужную форму кратких прилагательных

1.Этот метод лечения действ… и безболез… .

2. Актёр был естеств… в своём поведении.

3. Твой приход очень своеврем… .

4. Край был безлюден, пустын… и безжизн… .

5. Вид гор со снежными вершинами, окрашенными закатом, был величеств… и торжеств… .

6. Момент был для всех торжеств… .

7. Директор школы был ответств… за каждого ученика.

8. Фельетон, по мысли Кольцова, в какой-то степени родств… корреспонденции.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки в предложениях

1.Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей.    -                                

 2.Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир».

3.Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене.

4.За день торговый центр продал тридцать трое брюк.

 5.В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

1.К пятнадцатому апрелю тысяча девятьсот девяносто девятому году намечено открытие выставки известного в нашем городе художника.

2.Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.

3.Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI веке, является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.

 4.В двухтысячном шестом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза.

6.Слово учителя.

Наш язык существует века. Разве он стал бы таким великим и могучим ,если бы к нему относились так безответственно?

Язык_ этот не что-то застывшее. Он находится в вечном движении. На него влияют множество факторов. Один из них –речь дикторов, журналистов, которая должна являться образцом.А так ли это?

7. Найдите ошибки в речи журналистов, дикторов.

«Ухудшается уровень жизни народа…»                        (НТВ.Алексей Пивоваров)   

«Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме…» (НТВ. Марат Сетдиков)

«Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в России…»(«Время»,Пётр Толстой)

«Ребёнок-это индивидуальная личность…» («Пусть говорят».Андрей Малахов)

«Рижский вокзал нужно переименовать обратно…»

«Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту роль обратно…»

«В финале «Летят журавли» Татьяна Самойлова сыграла заглавную роль…»

«Пожар возник на высокой высоте…»

«Говоря о разговоре с Путиным, депутат отметил…»

8. Влияние поп-культуры. Обсуждение ошибок.

Потап и Настя

«У нас на районе не звонЯт, а звОнят…»

(«На районе»)

«…Вася, че ты гонишь…»

(«На районе»)

Наташа Ионова (ГлюкоZa)

«Болею очень, темпЕратура, стою и жду тебя, как дура…»

                                  «Снег»

«Клевый вечер, делать нече…»

«Снег» …

9.Найдите и исправьте ошибки. (по цепочке)

«Не надо делать таких удивительных глаз…» (И. Николаев «Давайте выпьем . Наташа, сухого вина»)

«Соловей российский ,славный птах, распевает песнь свою со свистом…»( Лев Лещенко «Соловьиная роща»)

«Вас пришпоривать нету нужды.Вы аллюром несётесь и не признаёте узды…»   ( Олег Газманов…)

«И её изумрудные брови колосятся под знаком луны…» (« Корни»)

«Ливнем обрушился теплоударный экстаз. Сяду верхом на белого аиста, тот ,что несёт подарок красавице…» ( Группа «Братья Гримм»)

Вывод.

Ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

10.Инсценирование.

-Димка, ну чё, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стрёмно?

- Прикольно.Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке. Зелени до бровей. А ему всё по барабану, Свалил в деревню. Стал типа  колхозником. Нашёл себе дружбана Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская. Ничо так , прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно:»Учитесь,девушка,властвовать собой.» Не всяктий,типа, Вас как я ,поймёт.

-Во лох!

-А тут, блин праздник.Ну и подкатил Онегин к подруге своего дружбана. Тот за ствол.

-Ух ты!

-Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в беде.

Как вы оцените речь героев?  Почему они так говорят?

А как говорите вы? Проверьте себя.

11.Самостоятельная работа с карточками.

1 группа.

1.   Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

 2) «Он всегда ложит локти на стол».

3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».

4) «Из двух зол выбирай более меньшее».

5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».

2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».

3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».

4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».

5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».

3.    Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».

2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».

3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».

4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».

5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».

        4.  Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

         1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».

2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».

3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».

4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».

5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».

       5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

1) «На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа».

2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов».

3) « В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».

4) « Писатель Ф.М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание».

5) « С громким громом влетел кот Барсик в комнату».

II группа.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «Они хотели устроить более лучшую жизнь».

2) «Отец каждый день ездиет на работу в город».

3) «Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн».

4) «Волга шире Дона».

5) «Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки».

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги».

2) «Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода «Вольность».

3) «Борясь за свое счастье, Савельич был отправлен на каторгу».

4) «Провожая меня, лицо его выражало сожаление».

5) «Посмотрев фильм, у меня осталось сильное впечатление».

3.    Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать                    паровоз».

2) «Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести».

3) «Вдох сожаления сорвался с ее уст».

 4) «За годы обучения в Художественной школе он научился искусственно рисовать».

5) «Лев Толстой обладал гениальным сочинительным даром». 

  4.  Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «На площади он увидел огромную массу народа».

2) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора».

3) «Художник подарил музею свой автопортрет».

4) « Молодой юноша успешно сдал экзамен».

5) « Художник И.Е. Репин написал свой автопортрет».

       5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

1) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег».

2) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону».

3) «Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин».

4) « Запорошило порошею дорожки в саду».

5) « Пилотируя самолет, пилоты набрали нужную высоту».

 

III группа.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

            1) «У мальчика появились  более худшие привычки».

2) «Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности».

3) «Сзади его шла нагружена вещами телега».

4) «По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды».

5) «Человек, сильно махающий руками, привлек наше внимание».

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «Вернувшись домой, быстро стемнело».

2) «Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно».

3) «Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко».

4) «Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы».

5) «От науки требуются такие советы, применив которые, получилась бы польза в практической работе».

3.    Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «Вуз объявил подбор студентов».

2) «Промышленность и сельское хозяйство в стране неукоснительно развиваются».

3) «Доклад студента отличался глубокой эрудированностью».

4) «Предложено закрепить за бригадой лошадей и инвентаризацию для проведения посевной».

5) «Надвигающаяся гроза вызвала страшный ажиотаж в душе Катерины».

4.  Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н. Островского».

2) «Необходимо обеспечить снабжение учебной литературой школы района».

3) «Повесть рассказывает о трудовых подвигах молодежи в годы освоения нетронутой целины Оренбуржья».

4) «Василий Теркин был веселым балагуром».

5) «Огромная толпа народа приближалась к площади».

5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

 1) «Задание, заданное на дом, оказалось легким».

2) «В ближайшее время силами членов драматического кружка будет поставлена новая постановка пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

3) «Тяжело преодолевая трудности подъема, альпинисты преодолели горный перевал».

4) «Знаменитый критик В.Г. Белинский создал большое количество интереснейших критических статей».

5) « Решено было принять незамедлительное решение по поводу частых пропусков занятий нерадивыми студентами».

 

11. Вывод. «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную любовь.»-утверждал  Борис Васильев. Пришло время задуматься, имеем ли мы право так бездарно относиться к родной  речи.

Роберт Рождественский.

-Смотри,как дышит эта ночь.

 Звезда, уставшая светить , упала, обожгла плечо.

-Чо?

-Смотри, как вкрадчивый туман

  Прижался к молодой воде.

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

   Он взял в свидетели луну.

-Ну?!

-Они сейчас уйдут в песок,

Туда,где нет ни зги.

-Гы!-

-И Ощутив побег реки,

 В беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что  столько тайн хранит земля,

Берёзы, ивы,и ольха!

-Ха!

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Брось!

-Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

- Псих!

-Послушай, разве можно так

 Прожить и не узнать весны?

-Прожил.

 

  12. Рефлексия. Закончите предложения.

Я считаю, что говорить нужно…

Правильная речь показывает…

Правильная речь говорит об…

Правильная речь помогает…

И вернемся к началу  урока. Как вы думаете  ПУСТЬ ГОВОРЯТ?

-НЕТ!

13.Домашнее задание.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: русский язык | Добавил: мбоусош№1
Просмотров: 4736 | Загрузок: 123 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
0
4 ConTiz   [Материал]
Транспортная компания MSC Москва

Морские перевозки грузов - Транспортная группа MSC осуществляет регулярные контейнерные перевозки грузов морским транспортом по маршруту: Чунцин - Далянь - Фанчэн - Фучжоу - Гаолань - Хайкоу - Хуанпу - Мавей - Наньчан - Нанкин - Нанша - Наньтун - Нинбо - Циндао - Ронгчи - Саньшань - Шанхай - Шаньтоу - Шэкоу - Тайцан - Вэйхай - Вэньчжоу - Ухань - Уху - Учжоу - Сямынь - Сяолань - Ксинганг - Янчжоу - Яньтянь - Чжуншань - Чжухаи - Гонконг - Белаван - Джакарта - Палембанг - Панджанг - Пераванг - Семаранг - Сурабая - Хаката - Йомисима - Кобе - Моджи - Нагоя - Ниигата - Осака - Симидзу - Токио - Томакомаи - Тояма - Йокогама - Бангкок - Лаем-Чабанг - Сонгкхла - Гаосюн - Килунг - Тайчжун - Таоюань - Дананг - Хайфон - Хошимин - Куинён - Пусан - Инчон - Кванъян - Владивосток - порт Восточный.

http://www.msc.com.ru

0
3 sanasnoz   [Материал]
Это хороший сайт

0
2 LezoidusRD   [Материал]
Это хороший сайт

0
1 LezoidusRA   [Материал]
Это хороший сайт

Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 22.09.2020, 21:28
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта