Категории раздела
начальные классы [32]
русский язык [4]
литература [3]
математика [5]
физика [0]
биология [6]
география [7]
история [2]
иностранный язык [5]
физическая культура [8]
ОБЖ [0]
коми язык [0]
изобразительное искусство [0]
технология [2]
экономика [0]
право [0]
обществознание [2]
основы религиозных культур и светской этики [8]
химия [1]
музыка [3]
конкурсные работы [18]
материалы о МБОУ СОШ №1 Микунь
воспитательная работа [3]

Электронный журнал

Министерство образования и
молодежной политики
Республики Коми


Коми республиканский
институт развития образования
   


Управление образования
МР "Усть-Вымский"


Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 497
http://uo-ust-vym.ucoz.com/
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок – исследование по древнерусской литературе на тему«Нравственный облик человека в древнерусской литературе».
[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ]07.04.2013, 19:31
Урок – исследование по древнерусской литературе на 
Тему: «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».
(урок составлен Балабаевой С.И., учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 1" и проведен 24.10. 2012 года).

Технологическая картина к уроку:
- информационные технологии, ИКТ;
- технология воспитания духовной культуры;
- личностно – ориентированные технологии;
- технология педагогического сотрудничества.

Методы обучения:
- метод творческого чтения;
- иллюстративный метод;
- эвристический метод;
- поисковый метод;
- метод анализа и синтеза.

Цели урока: формирование навыков анализа прочитанных произведений с учетом этико – эстетического воспитания личности.

Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси;
 - выявить главные христианские заповеди изучаемых произведений.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся;
-продолжить формирование умений анализа художественного произведения;
- работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
- привлечь учащихся к раздумьям над художественным текстом;
- воспитывать милосердие, доброту, сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам, любовь к своему отечеству;
- содействовать формированию представления о нравственном идеале героя древнерусской литературы.
Оборудование урока:
- выставка репродукций;
- аудиозапись древнерусского текста;
- компьютерная презентация к уроку;
- проекты учащихся.



Ход урока:
1. Вступительное слово учителя на фоне записи песни «Россия моя, купола золотые». (слайд №1)
  Многие из вас, ребята, были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались с интересом в лики святых, изображенных на иконах. 
  Мы часто стали такие выражения: «Святая Русь», Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество  слышатся  этих словах…
  В качестве эпиграфа к  сегодняшнему уроку  мы взяли слова известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева /обращение к эпиграфу/.

                                                       (слайд №2)
 Древнерусская литература наполняет нас гордостью за  наших дальних предков – предшественников, учит нас  с уважением относиться к их труду, борьбе, их заботам о благе Родины.
 Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
   Прошлое должно служить современности.
                                                                                                  Д.С. Лихачев.

 - Как вы думаете, ребята, какова же цель нашего урока?
(сформировать представление о нравственном облике героя древнерусской литературы).
 - А какие задачи нужно для этого решить?
(Вспомнить изученные ранее произведения древнерусской литературы и проанализировать их с точки зрения выяснения их мировоззрения, определенных черт характера и поступков, понять, какие же нравственные заветы (завещания) оставили нам авторы этих произведений ). 
   Ответить письменно на вопрос: «Какими же были они, герои древнерусской литературы»?
- Какие темы были самыми важными в древнерусской литературе?
(Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека – важнейшие темы древнерусской литературы).
- А что такое, ребята, нравственный облик?
(это внутренний мир человека, его духовность, нравственность.
  Именно они и определили те произведения, которые вы выбрали для исследования и работы над своими проектами.
  О чем же вам рассказали старые мудрые книги?

                                                           (слайд № 3)
+ наизусть один из учеников читает отрывок о пользе книжного учения.
  Нельзя забывать и о том, что литература того времени базировалась на системе религиозных представлений  о мире, ее отличала высокая духовность. Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственности человека было главной задачей древнерусской литературы.
 - С какого произведения вы хотели бы начать наш сегодняшний разговор?
 (ребята представляют по очереди свои проекты).
К слайдам по  «Поучению Владимира Мономаха».
Поучение Владимира Мономаха – нравственный завет (завещание) потомкам.
- Какие нравственные ценности восхваляет Мономах? 
(слайд №    )
- Какие советы вам кажутся полезными и в наше время?
(сделать акцент на милосердии).
- Как вы думаете, проявляют ли люди милосердие в наше время?
- Почему автор просит, принять «грамотку» в сердце свое?
   Поучение Владимира Мономаха свидетельствует о высоком уровне развития учительной прозы Киевской Руси. В советах, которые князь перед смертью давал сыновьям и «иным, кто прочтет», отразился не только его опыт как государственного деятеля того времени, опыт политика и полководца, но и его литературная образованность, его представления о нравственном облике христианина.
   Жемчужиной древнерусской литературы по праву называют «Повесть о Петре  и Февронии Муромских», созданную в конце 40-х годов XVI века писателем и публицистом псковским священником Ермолаем. Фамилия его до нас не дошла, известно только, что приняв  монашество, он получил имя Еразм, что в переводе с греческого означает «прегрешный».
( Слайды по «Повести о Петре и Февронии Муромских»).
- Каков жанр этого произведения?
(Житие – один из основных этических жанров древнерусской литературы).
- Каким вам запомнился автор этого произведения?
(Кротким, смеренным, глубоко верующим человеком).
- Какие черты настоящего мужского характера проявляет Петр, по мнению Февронии?
(мужество, добросердечие, кротость, смелость). 
Приведите примеры из текста (сочувствие к беде , желание  ему на помощь,  со змеем).
- В каком поступке проявилось кротость, смирение князя? 
(в женитьбе на Февронии).
- Сразу ли Петр принял решение жениться на Февронии?
(нет, он пренебрег условием, выдвинутым Февронией, обличив  тем самым свое  тщеславие и гордыню, считавшуюся самым  смертным грехом, за что и  был снова наказан Богом – вновь пошли у него по телу струпья , за что автор и осуждает Петра.) 
- А какое впечатление произвела на вас Феврония? О каких душевных качествах простой крестьянской  девушки автор говорит в Повести?
(ум, душевная красота, нестяжание (не приняла его даров), милосердие, верность в супружеской жизни).
 - Чем же была вызвана неприязнь бояр и их жен к новой княгине?  
(злоба, зависть, чванливость, корысть).
- Понравилась ли вам Феврония?
(Да, почему?) (мудростью, добросердечием, смирением, милосердием).
- Ценятся ли эти качества в современное, наше время?
- О чем вас заставила эта повесть задуматься?


Д.С. Лихачев писал: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра ».

     Но особого внимания, ребята, заслуживает «Сказание о Борисе и Глебе», автором которого является Нестор.
(слайды + сообщение ученика по слайдам ) 
(Распечатанный текст на партах учащихся) Это произведение для внимательного чтения, поэтому в нашу хрестоматию  по литературе оно не включено.
  Борис и Глеб – князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками, «кроткими и многомилостивыми», «блаженными страстотерпцами» , приняв смерть от старшего брата своего Святополка, прозванного в народе Окаянным.
Далекие и непонятные слова… Может быть, вчитавшись в текст жития этих святых, мы не только дадим ответ на  этот вопрос, но и поймем, какой смысл  вкладывался в извечные для нашего народа нравственные ценности в ту давнюю эпоху.
  Давайте вместе с вами попробуем выявить главные  христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
(Слайд с Борисом и Глебом).

- Почему князь Владимир горячо любил своих младших сыновей?
- Кто противопоставлен     Борису и Глебу? (Святополк)
- Почему он замыслил погубить братьев?
- Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается ее избежать?    
  Не оказывает сопротивление Святополку?
 (Старшинство – безусловная ценность для человека того времени).
 С именем Христа он спокойно принимает смерть.
- Чем вызвана расправа Святополка над Глебом?
- Как погибает Глеб?
- Найдите в тексте слова: «И когда понял Глеб, что его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился со слезами к убийцам своим».
(слайд) «Не трогайте меня, братья мои милые! Не трогайте меня, ибо я не сделал никакого зла вам… Если есть какая обида, ведите меня  к князю вашему, а моему брату и  господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!...  Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей. Не убийство это будет, но сырорезанье  !»
(эта мольба – самое проникновенное место во всей древнерусской литературе).
- Как сложилась дальнейшая судьба Святополка?
(умер   бесславно).
- Какую роль сыграли Борис и Глеб в русской истории?
- Почему благоверных князей Глеба и Бориса называют еще страстотерпцами? 
( терпеть страсть, кротко сносить физические муки).

«С того времени – пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
     В 1072 году Борис и Глеб были канонизированы, т.е. выведены в ранг святых. 
Борис и Глеб, блаженные, потому что они миротворцы.

- О каких нравственных качествах человека идет речь в «Сказании»?
Чем  восхищается автор, а что порицает?
(смирение, корысть, сердечность, любовь к ближнему, злоба, ненависть)

Давайте попробуем составить таблицу, которую назовем:
«Христианские добродетели и пороки».
Слово добродетель (о чем говорит нам добро, добросердечие, т.е. приходим к выводу, что добродетель – положительное нравственное качество человека.) (от слова добра).
Порок – недостаток нравственный, духовный, все, что противоречит истине и добру, т.е.  зло,  а добро и зло – две самые главные нравственные категории. 

Слайд с таблицей

Добродетели Пороки
Правдивость, нестяжание, презрение к земным благам, кротость, смирение, любовь к ближнему, в т.ч. и врагу, доброта, сердечность, щедрость, 
 непрестанная молитва, любовь к Богу, блаженность, святость, милосердие, страстотерпение Лживость, властолюбие, злоба, ненависть, жестокосердие, зависть, тщеславие, гордыня, убийство (лишение жизни другого человека)

- Какие добродетели, по вашему, будут главными?
(блаженность, святость)
Блаженные (благо, благодать, благодетель, благовещенье) – это душевная чистота, это тот, кто творит благо, мученик в христианской литературе.

 Да, совестливость, милосердие, святость были мерилами душевной чистоты человека в то далекое время.

Итог урока:

Давайте вернемся к началу нашего урока.
- Достигли ли мы цели нашего урока? (Да, докажите это)
- Каким же был идеальный образ человека в древнерусской литературе?
- Какие из героев вам больше всего запомнились и произвели на вас впечатление?
- Вспомните эпиграф:
«Прошлое должно служить современности».
А современность, считали монахи–летописцы  -  это итог прошлого, а от настоящего зависит будущее, его спасение или погибель.
- О чем же заставили вас задуматься эти произведения? Какие заветы оставили нам, сегодняшним, древнерусские авторы?
(о добре и зле, о милосердии,  об уважительном отношении к старшим, о том, что жили русичи по божьим заповедям, если мы будем так стараться жить, 
то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).
- А теперь, ребята, давайте с вами составим цветок нравственности, напишем на каждом лепестке ромашки то нравственное качество, которое вам ближе всего по душе.

Вывод.
Именно эти заветы и оставила  нам древнерусская литература. Каждый человек должен знать свою историю, свои корни.

Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему:
«По страницам древнерусской литературы» (на примере одного из прочитанных произведений.)
 










 

Категория: основы религиозных культур и светской этики | Добавил: мбоусош№1
Просмотров: 10167 | Загрузок: 943 | Комментарии: 17 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
0
1 Phillipjix   [Материал]
http://pornjam.ga/info/i/7 - http://pornjam.ga/pr/images/1.jpg

http://pornjam.ga/info/i/7 - знакомства с женщинами

Онлайн сообщество знакомств для интима. лучшие знакомства для удовлетворения фантазий в твоем городе. Заходи - не пожалеешь!

интим знакомства волгоград, гей знакомства в контакте, tabor сайт знакомств вход, фильм знакомство со, m love знакомства, наталья знакомство, поиск знакомств, серьезные знакомства в москве бесплатно, tabor ru сайт знакомств вход, сайт знакомства без регистрации с номерами, знакомства с женщиной без регистрации с телефоном, сайт знакомства ру регистрация, сайт знакомств mail, знакомство с факерами 2004, www знакомств ru, знакомства комсомольск, tabor сайт знакомств мобильная, знакомство с подготовительной группой, знакомство в старшей группе, анна знакомства, tabor ru сайт знакомств мобильная, знакомство с народными традициями, знакомства дзержинск, фильм знакомство со спартанцами, знакомства майл ру мобильная версия, смотреть фильм знакомство, знакомства встречи бесплатно, большие знакомства, сайт знакомств пермь, мобильные знакомства без, секс знакомства чебоксары, знакомства 65, знакомства нижнекамск, tabor ru знакомства мобильная версия, знакомства 25, знакомства ру вход без

Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 24.10.2020, 04:14
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта