Категории раздела
начальные классы [32]
русский язык [4]
литература [3]
математика [5]
физика [0]
биология [6]
география [7]
история [2]
иностранный язык [5]
физическая культура [8]
ОБЖ [0]
коми язык [0]
изобразительное искусство [0]
технология [2]
экономика [0]
право [0]
обществознание [2]
основы религиозных культур и светской этики [8]
химия [1]
музыка [3]
конкурсные работы [18]
материалы о МБОУ СОШ №1 Микунь
воспитательная работа [3]

Электронный журнал

Министерство образования и
молодежной политики
Республики Коми


Коми республиканский
институт развития образования
   


Управление образования
МР "Усть-Вымский"


Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 494
http://uo-ust-vym.ucoz.com/
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Урок "Жизнь экосистемы" (с элементами здоровьесберегающих технологий) 3 класс.Автор учитель начальных классов Колбина В.Г.
23.07.2015, 19:56

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

МБОУ СОШ № 1г. Микунь 3 класс

(Программа А.А. Вахрушева  «Школа 2100»)

 составила учитель начальных классов

Колбина Валентина Геннадьевна

 

Тема урока «ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ» (с элементами здоровьесберегающих технологий)

I. Цели урока:

Педагогическая: показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.

Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать элементы экосистемы, научится отличать экосистему от биосферы; узнает особенности взаимодействия живой и неживой природы; научится приводить примеры живых организмов разных профессий;

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений:

1-я Линия развития – уметь объяснять мир:

1.Понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идет круговорот веществ;

2.Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

3.Приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

4.Называть, из чего состоит экосистема.

2-я линия развития  – уметь определять свое отношение к миру:

1.Уметь аргументировать свое отношение к роли живых организмов в природе.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  •  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  •  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • - целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
  • - планирование (составление плана  выполнения задания в группах)
  • - прогнозирование (выдвижение гипотез )
  • - контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
  • - коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)
  • - оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать других.
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  •  оформлять свои мысли в устной форме.
  • умение работать в паре.

·        участвовать в коллективном обсуждении проблем

·        интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

·        Технология проблемно - диалогического обучения

·        Технология оценки учебных успехов

·        Технология групповой работы

·        Здоровьесберегающие технологии

·        Информационно-коммуникативные технологии

·        Игровые технологии

IV. Методы обучения:

·        Словесные  – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе, … 

·        Наглядные – демонстрация (презентации, наглядных пособий, иллюстраций, репродукции картин, географической карты, …)

  • информационно-рецептивный
  • частично-поисковый
  • проблемного изложения
  • исследовательский.

V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

VI. Оборудование:

 

  • Для учителя – проектор, экран, аншлаги с названиями профессий, частей экосистемы, конверты с картинками живых организмов,  магниты.

·        Для учащихся – на  парту: конверты с заданиями; листы для работы в парах, в группах;

VII. Литература:

  • Для учителя:  

 

1)    Вахрушев А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс. В 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2010. – 208 с. (С. 74 – 79).

2)    Вахрушев А.А. Комплект наглядных пособий. 3 класс. 4 тома. – М.: Баласс, 2012. – 320 с.

 

Для учащихся:

                                                                             

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2012. – 80 с.  (С. 40 – 43).
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2 частях. Часть 1.  («Обитатели Земли»). – М.: Баласс, 2012. – 80 с. (С. 34 – 35).

 

 

VIII. Тип урока: изучение нового материала (вводный).

IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:

1.     Организационный момент (1 мин.)

2.     Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

3.     Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5 мин.)

4.     Выявление места и причины затруднения (2 мин.)

5.     Построение проекта выхода из затруднения (Целеполагание)(3 мин.)

6.     Реализация построенного проекта (10 мин.)

7.     Первичное закрепление во внешней речи (8 мин.)

8.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 4мин.)

9.     Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

10.                       Рефлексия учебной деятельности(2.5 мин.)

11.                       Домашнее задание (1мин.)

12.                       Организованный конец урока (0,5 мин.)

X. Оформление классной доски:

 

Проблемный вопрос?

Где живут живые организмы в экосистеме или в биосфере?

Цель урока?

Из каких частей состоит экосистема?

 

 

 

 

 

 

 

 

13 октября

ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ

 

 

 

 

 

             

 

Д./З.

Р/Т  С.19-20

 

ХОД УРОКА

I. Орг.момент. Психологический настрой урока.

 

Элемент здоровьесберегающей технологии

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Ребята сегодня  на уроке нас ждет  работа, требующая напряжения для ума. Давайте подготовим наш мозг к  работе.

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с.

-Вот теперь мы готовы к работе. 

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по– иному посмотрят на окружающий вас мир.

– Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля). Слайд 2, 3

 

II. Мотивация к учебной деятельности

– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира. А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара. Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.

Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение (по желанию).

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1. – На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.

– Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера)

– Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка (от греч. “атмос” – воздух, “сфера” – шар). Она защищает Землю от перегрева и переохлаждения, попадания на неё опасных для жизни космических лучей. Атмосфера состоит из газообразных веществ. Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.) Cлайд 4.

– Что такое гидросфера? (Водная оболочка (от греч. “гидро” – вода, “сфера” – шар). Гидросфера состоит из жидкости. Образуют её подземные воды, реки, озёра, моря и океаны. На глобусе она обозначена синим цветом.) Слайд 5.

– Что такое литосфера? (Каменная оболочка (от греч. “литос” – камень, “сфера” – шар). Литосфера состоит из горных пород, большинство из которых твёрдые. Суша, земля – твёрдое состояние вещества.) Слайд 6.

– А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (В биосфере).

– Где находится биосфера? (На границе всех трех оболочек). Слайд 7.

2. – Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга? (Все организмы играют какую-то роль или имеют “профессию”.)

 – Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (Производители, потребители, разрушители).

– Как еще называют производителей? (“Кормильцы”).

– Что к ним относится? (Растения).

– Почему их так называют? (Производят органические вещества).

– Как еще называют потребителей? (“Едоки”).

- Кто к ним относится? (Животные).

– Почему их так называют? (Потребляют производителей)

– А разрушителей называют как? (“Мусорщиками”).

– Почему? (Перерабатывают умершие организмы.)

– Кого мы относим к мусорщикам? (Бактерии, микроорганизмы, грибы). Проверим. Слайд 8

 – Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле.

– Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере).

 

IV. Выявление места и причины затруднения

– А вот на иллюстрациях (слайды) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (Жизнь тоже многообразна).

– Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) Слайды 9, 10, 11, 12, 13.

V. Построение проекта выхода из затруднения

1.– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем диалог, который произошёл между Леной и Мишей.

Заранее подготовленные дети инсценируют диалог:

Лена: Миша, ты можешь мне объяснить, где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?

Миша: Конечно, в экосистемах: лесные – в лесных, луговые – в луговых, морские – в морских, степные – в степных и т.д. Все экосистемы связаны друг с другом большим круговоротом веществ во всемирную экосистему – биосферу. Например, в лесных экосистемах вырабатывается много кислорода – он доставляется с ветром туда, где его не хватает.

Вывод: Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере.

– Какое утверждение верно: биосфера – часть экосистемы или экосистема – часть биосферы. (Экосистема – часть биосферы)

– Значит тема урока … (Жизнь экосистемы.)Слайд 14

– А цель нашего урока?  (Узнать, из чего она состоит.)

2.– Из каких частей состоит экосистема? Для этого рассмотрите в учебнике рисунок на стр.42. Слайд.15

 

 Вы видите прямоугольники, в которые вписаны названия частей экосистемы. Слева что изображено?

(– Ель, береза, голубика. Это производители.) (Вывешиваю карточку- производители).

– Что вы видите справа на рисунке. (Жук, белка, волк, крот, птица.)

– Что общего между этими животными? ( Это “потребители”.) (Появляется карточка - потребители.)

– Какая профессия у грибов, дождевых червей и бактерий?

(Они “разрушители”.) (Карточка)

– Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (воздух, почва, горные породы, вода)

На доске – 2 группы:

 

– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

 

Над группами появляются заголовки:

– Значит, экосистема состоит из двух групп – живой и неживой природы. А те в свою очередь из нескольких частей, вот они перед вами…

3. Работа в парах. (Раздать по 1 карточке каждой паре) .

– А теперь попробуйте отгадать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов.

– Напишите название этой части.

1. Дышать, ветер, прозрачность, газ _____________________________________________________

2. Лить, течение, прозрачность, жидкость______________________________________________

3. Прочность, твёрдое тело, полезные ископаемые____________________________________________

4. Зелёный цвет, выделение кислорода, рост___________________________________________________

5. Плодородие, смесь, корень_________________________________________________

6. Мёртвые остатки организмов, почва, питание________________________________________________

7. Движение, питание, дыхание, рост _______________________________________________________

Отчет по каждой части. (Воздух, вода, горные породы, растения, почва, органические вещества, животные)

– Могут ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?

 

VI. Реализация построенного проекта

 

 

Элемент здоровьесберегающей технологии

4. Работа по учебнику стр. 41.

– Вы в этом можете убедиться, прочитав абзац в учебнике на с.41.

– Скажите, почему организмы одной экосистемы называют сообществом? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни) Слайд16

Физминутка. Слайд 17

Мы немножко отдохнем,          (Встать, ноги вместе, руки)

Встанем, глубоко вздохнем.     ( через стороны - вверх - вдох,

                                                             опустить вниз-выдох.)

Дети по лесу гуляли,                    (  Ходьба на месте,      

За природой наблюдали.            Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели     ( Встать на носки, руки через

                                                         стороны)

И их лучики согрели.                        ( вверх и посмотреть вверх.)

Чудеса у нас на свете                    ( Присесть, руки на поясе.)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали       (  Встать на носочках, руки на

                                                           поясе,

Великанами мы стали.                    спина прямая, тянемся вверх.)

Бабочки летали,                            ( Бег на месте, плавно руками.)

Крыльями махали.             

Дружно хлопаем,                          (  Хлопки в ладоши,)

Ногами топаем.                             ( Притопы на месте.)

Хорошо мы погуляли                    (Дети присаживаются на свои

                                                              места)

И немножечко устали.                

VII. Первичное закрепление во внешней речи

1. – Рассмотрим рисунок в учебнике (стр. 41). Что обозначают стрелки зелёного цвета? ( Кто кем питается.)

– Почему стрелки разного цвета?

– На перемещение, каких веществ они указывают?

(З – показывают на перемещение органических веществ. К – показывает на направление от микробов к растениям минеральных веществ.)

– Опишите это движение. (Дети описывают движение по иллюстрации)

– Как может это движение называться? (Цепь питания.)

– Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.

В цепи питания передаются органические вещества.

– Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась?

(Разрушители, мусорщики.)

– Почему? Растения “едят” микробов?

( Разрушители разрушают погибшие организмы, образуют минеральные вещества, которые используют растения.

– Давайте сделаем вывод, что же такое экосистема?

– Вам известны составные части экосистемы (показать на запись над иллюстрацией, где написано – живая и неживая природа).

– Продолжите предложение: Экосистема – это единство…

(Живой и неживой природы…)

– Что же происходит в экосистеме с веществами?

( Вещества передаются, по кругу, происходит круговорот веществ.

– А кто поддерживает этот круговорот?

(Круговорот поддерживают её обитатели.)

– Значит экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором его обитатели разных “профессий” – поддерживают круговорот веществ. Слайд 18

2. – Давайте составим цепи питания из следующих представителей Слайд 19, 20.

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

Элементы здоровьесберегающей технологии

1. Тетрадь стр. 19 № 1.

– Попробуйте отгадать и дописать, в помощниках каких “профессий” нуждается человек для замыкания круговорота веществ на полях. (В первой схеме-разрушители, во второй-производители)

2. Тетрадь на стр. 19 № 2.

Ваша задача: составить цепь питания из следующих живых организмов – ястреб, клещ, ель, белка. (ель         белка ястреб клещ)

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

– Молодцы, с заданиями вы справились

Динамическая пауза.

«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

 

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере

IX. Включение в систему знаний и повторение

1.Учимся понимать и объяснять, что происходит вокруг нас и почему.

-Чем экосистема похожа на биосферу, а чем отличается? (Экосистема, тоже обитаемая часть земной поверхности. Биосфера объединяет все экосистемы Земли)

-Что такое сообщество? (Все обитающие в экосистеме живые организмы разных «профессий» называют сообществом)

-Назови живые организмы, входящие в одну цепь питания? (трава кузнечик сорокопут сокол)

-Из каких частей состоит экосистема? (производители, потребители, разрушители, почва, вода, воздух, горные породы)

-Почему экосистема может долго  существовать  без посторонней помощи? (В экосистеме нет ничего лишнего: все, что в ней производится, полностью используется её обитателями. Благодаря этому экосистема существует без посторонней помощи как угодно долго.)

2.Учимся определять своё отношение к происходящему.

-Люди часто называют изображенных на рисунке животных и растения вредителями. Как  ты считаешь, правы ли они?

X. Рефлексия учебной деятельности

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что помогло вам сегодня узнать новое?

– Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?

– Какие пожелания можете сказать себе?

 

XI. Домашнее задание

Выполнить оставшиеся задания в рабочей тетради стр.19-20. Слайд 21.

XII. Организованный конец урока

В заключении хотим сказать такие слова:

“Природа, милая тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса, и Землю.

И их помощником я буду век за веком,

Лишь оттого, что я родился человеком!

Берегите себя и свое здоровье !                Слайд 22

Категория: начальные классы | Добавил: мбоусош№1
Просмотров: 2249 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 22.09.2020, 21:09
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта